Управление конфликтами в команде

Какие конфликты могут возникнуть в команде и как их решать

Конфликты в команде — это часть группового взаимодействия. Они возникают в результате различий в мнениях, ценностях и стилях работы. Когда несколько людей работают вместе над одним проектом, несоответствие в идеях и подходах может привести к напряжению и недопониманию.

Меня зовут Марсель, я менеджер проектов в компании 1Т и участник разработки платформы Союза. У нас в компании выстроена система помощи молодым ИТ-командам через трекинг и фасилитацию, и одна из моих функций — работа с такими группами начинающих специалистов. Если они забуксовали при выполнении проекта, я помогаю им двигаться к цели и разрешать конфликты.

Марсель Мунасипов

Менеджер проектов

Автор статьи

Что такое фасилитация

Конфликты неизбежны, и менеджеру нужно уметь их правильно разрешать — тут ему пригодятся навыки фасилитации. Фасилитация (от англ. от facilitate- «помогать, облегчать») — это процесс организации работы в команде, который помогает повысить ее продуктивность и стимулировать творческий подход к решению задач. Фасилитатором, то есть человеком, который обеспечивает успешную групповую коммуникацию, может выступать любой специалист с большим жизненным опытом, тактичный, дипломатичный и готовый просто внимательно выслушать коллег. Фасилитатор создает условия для открытого общения, помогает выявлять проблемы и находить решения. В разрешении конфликтов он всегда поможет команде найти компромисс. Особенно нуждаются в фасилитации команды, собранные из начинающих специалистов.

Как правило, такие команды неплохо справляются с большей часть запланированных работ: построение дорожной карты, проведение исследование, разработка MVP. Но случаются и проблемы: неуверенность в собственных силах, перегорание и потеря интереса и, конечно, конфликты. В этой статье я расскажу, как помочь команде справиться с подобными проблемами.

Что делать, если участники команды начали сомневаться в себе

Достаточно одного неуверенного в себе специалиста, чтобы сомнение в собственных возможностях, как вирус, распространилось по всей команде. Сначала кто-то один пишет в общем чате, что не верит в успешный исход проекта, потом подключается кто-то еще, и вот уже вся команда заражена апатией. Важно этого не допустить. Менеджер или фасилитатор должен сразу подбодрить «нулевого пациента» и не дать негативу поглотить всю команду.

Я с такими командами провожу встречу, где говорю, что сомнения — это нормально. Так бывает, когда мы сталкиваемся с вызовами и неопределенностью, но важно помнить, что мы команда, и вместе можем добиться гораздо большего. Я объясняю, что в ошибках нет ничего страшного, они помогают находить верные решения и наращивать профессионализм. Вместе с командой мы разбиваем сложные задачи на более мелкие и легко решаемые и двигаемся дальше — уже с верой в свои силы.
Никакое дело не покажется невыполнимым, если разбить его на мелкие части
— Генри Форд

Что делать, если у команды пропал интерес к проекту

Когда работа над заказом только начинается, команда «горит» проектом — участники генерируют идеи и выкладываются на полную. Но со временем этот энтузиазм начинает угасать. Может сказаться выгорание или непонимание ценности своей работы. Таким специалистам нужно вернуть желание продолжать — кому-то достаточно просто отдохнуть, а кого-то надо вдохновить на свершения.

Если я вижу, что человек устал и ему нужно разгрузить голову, то советую оставить задачи и сходить погулять. Чего-то существенного сейчас он все равно не сделает, зато после прогулки у него появятся новые идеи. Чтобы вернуть интерес к работе, важно не акцентировать внимание на ошибках, а больше говорить о перспективах специалиста и о том, как его работа помогает команде двигаться к цели.

Что делать, если в команде случился конфликт

Если команда находится в стадии конфликта, вы это заметите сразу. Первые «звоночки» можно увидеть в чате или на созвонах — это будет выглядеть как напряжение в общении или открытое противостояние. Помочь участникам команды разрешить конфликт можно в четыре этапа.

1 этап: выслушать все стороны

Лучше всего провести личную беседу с каждым участником конфликта. Тут нужно не столько говорить, сколько слушать, иногда помогать наводящими вопросами и проявлять эмпатию. Бывает, что человеку нужно просто выговориться, и проблема сама исчезнет: кто-то поймет, что был неправ, а кто-то, проговорив проблему, сам увидит решение.

Главное — не обсуждать конфликт в общем чате. Иначе в переписку может вмешаться остроумный участник и, пошутив, ненамеренно еще больше усилит конфликт.

2 этап: определить причину конфликта

Часто причиной конфликта у молодых специалистов становится стресс, вызванный страхом не справиться с работой. Они не понимают, какое решение будет эффективнее, или боятся не уложиться в сроки и из-за этого срываются друг на друге.

3 этап: успокоить

Когда фасилитатор выяснил причину конфликта, у него есть все данные, чтобы примирить участников. Важно дать им понять, что вы на их стороне. Обычно в таких ситуациях я говорю, что с подобными проблемами сталкиваются и более опытные команды. Объясняю им, что горящие дедлайны будут всегда и это не повод поднимать панику.

4 этап: сплотить участников

Чтобы объединить участников, я предлагаю команде организовать онлайн-тимбилдинг или другие мероприятие на сплочение. Например, можно поиграть в Майнкрафт или вместе посмотреть аниме.

Для поднятия командного духа очень важны такие активности. Иногда я скидываю в чат команды фото своей кошки и предлагаю коллегам тоже выложить фото своих питомцев. Такие короткие перерывы помогают команде немного отдохнуть, а еще узнать что-то новое друг о друге.
Вывод: открытое и честное общение — ключ к решению большинства конфликтов.

Что делать, если один из участников постоянно провоцирует конфликты

Иногда самым токсичным и конфликтным сотрудником может оказаться человек, который вносит большой вклад в проект. У нас в одной команде был хороший аналитик — работу выполнял качественно и в срок, но постоянно цеплялся к чужим словам и ругался с другими участниками. С ним неоднократно проводились беседы, ему рассказывали о нормах общения в коллективе, объясняли, что его комментарии вызывают напряжение в команде и снижают общую работоспособность. Человек соглашался с доводами, но через какое то время все равно разругался со всей командой. С такими людьми лучше расставаться, какими бы прекрасными специалистами они не были, ведь они негативно вляют на весь коллектив.

Прощаться тоже надо деликатно, не сжигая мосты. Я написал нашему аналитику, что он отличный специалист и, возможно, он пока просто не нашел свою команду. Пожелал ему искренне всего наилучшего и мы расстались на хорошей ноте.
Вывод: если все методы уже перепробованы, а сотрудник продолжает провоцировать конфликты в команде, остался только один выход — попрощаться.

Модель Томаса-Килмана для разрешения конфликтов

На заре нулевых годов, когда я еще не работал в ИТ, у меня возникла конфликтная ситуация с директором. Эту должность занял главный инженер, который раньше занимался только производством. А в новом качестве, на него свалилась куча незнакомых задач. Конечно, он испытывал стресс и внутренний дискомфорт — заметьте, я сразу ставлю себя на его место.

Я тогда работал специалистом по управленческому учету и пришел к нему по текущим вопросам. Особо не понимая в управленческом учете, директор начал очень эмоционально спорить со мной. Я прервал общение словами: «Извините, но мне не платят за эмоции. Я понимаю, что у вас выросла ответственность и это непросто. Позвольте мне сейчас уйти, а завтра я вернусь к вам с этим вопросом». Тогда я этого не знал, но в тот момент я применил метод — уход по модели Томаса-Килмана, проявив безэмоциональность.

У директора было время проконсультироваться по вопросу, из-за которого возник конфликт и понять,
что он был не прав. С тех пор я заслужил уважение, директор стал прислушивался к моему мнению, и мы прекрасно работали вместе.
Модель строится на двух осях:

  • Стремление отстоять собственные интересы.
  • Стремление сохранить отношения.



В зависимости от расположения того, что вам наиболее важно, строится стратегия поведения в конфликте:

  • Важно сохранить отношения и отстоять свои интересы — выбирайте сотрудничество.
  • Важно сохранить отношения, но можно пожертвовать своими интересами — уступите.
  • Важно отстоять свои интересы, но можно пожертвовать отношениями — боритесь.
  • Можете пожертвовать интересами и отношениями — уйдите от конфликта.
Старайтесь предвидеть возможные конфликты, избегайте общения с токсичными коллегами, учитесь слушать других людей, ставит себя на их место и признавать свои ошибки. И конфликтов будет в разы меньше!
А если вы хотите научиться работать в команде, вступайте в Союз!

Рекомендуем почитать